Смешанное обучение,
как стартовать? ✅
С 15 ноября 2021 года меняется режим обучения для студентов МГПУ очной формы, обучающихся по программам высшего образования. Такой формат предполагает, что мы - преподаватели - будем чаще использовать смешанные форматы при обучении. Для быстрого и удобного старта обучения в новом формате мы собрали несколько методических рекомендаций.
Смешанный формат означает, что на занятиях часть студентов будет находиться в аудитории, а часть будет подключаться дистанционно. В таких гибридных условиях сохранение вовлеченности и совместной работы студентов – главный вызов для каждого преподавателя.
Методический StandUp // Смешанное обучение
Обучение в смешанном формате
Методический семинар о гибридном формате,
Московский городскй педагогический университет, 2021
Методический семинар #6
Обучение в смешанном формате
24 февраля 2022 года

Развивающий потенциал MS Teams

Роман Комаров, ученый секретарь Ученого совета МГПУ
Обучение в смешанном формате
Методический семинар о гибридном формате,
Московский городскй педагогический университет, 2021
Методический семинар #5
Обучение в смешанном формате
10 февраля 2022 года

Кинематограф как учебный ресурс

Надия Тюрина, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации института специального образования и психологии

Обучение в смешанном формате
Методический семинар о гибридном формате,
Московский городскй педагогический университет, 2021
Методический семинар #4
Обучение в смешанном формате
27 января 2022 года

Можно ли провести лабораторные в гибридном формате?

Юлия Кропова, доцент института естествознания и спортивных технологий

Обучение в смешанном формате
Методический семинар о гибридном формате,
Московский городскй педагогический университет, 2021
Методический семинар #3
Обучение в смешанном формате
16 декабря 2021 года

Как сделать занятия в гибридном формате интерактвными

Сергей Савинич, доцент кафедры английской филологии института иностранных языков
Алена Коструб, старший преподаватель кафедры английской филологии института иностранных языков
Наталья Вишневецкая, ассистент кафедры английской филологии института иностранных языков.

Обучение в смешанном формате
Методический семинар о гибридном формате,
Московский городскй педагогический университет, 2021
Методический семинар #2
Обучение в смешанном формате
03 декабря 2021 года

Использование интерактивной доски для организации гибридных занятий

Захарова Татьяна Алексеевна, преподаватель департамента математики и физики Института цифрового образования

Обучение в смешанном формате
Методический семинар о старте обучения в смешанном формате,
Московский городскй педагогический университет, 2021
Методический семинар #1
Обучение в смешанном формате
12 ноября 2021 года

Структурные сценарии занятий в «смешанном» формате.
Хилюк Елена Александровна
Скачать

Некоторые рекомендации и принципы организации успешного обучения в «смешанном» формате
Заславская Ольга Юрьевна
Скачать
Чек-лист проведения занятий в смешанном формате
1

Перед началом занятия проверьте техническую готовность, а именно:

  • компьютер в аудитории включен и подключен к интернету
  • MS Teams запущен и начато соответствующее собрание
  • Вас слышно и видно студентам, обучающимся дистанционно, для этого можно включив камеру и микрофон спросить
  • в случае наличия презентации, она загружена и отображается в MS Teams
  • включена запись собрания
2
В ходе проведения занятия обратите внимание на следующее:
  • достаточно ли часто Вы обращаетесь не только к студентам, присутствующим в аудитории, но и подключенным дистанционно
  • достаточно ли выделено времени для высказываний и мнений студентов, чтобы сохранить их включенность
3
Делите занятие на мини-блоки, в завершении каждого блока делайте резюме и уточняйте, требуются ли детализация, повторение или дополнительное пояснение
4
По возможности сопровождайте занятия презентацией, которую можно демонстрировать как в аудитории, так и транслировать в Teams
5
Если есть возможность выслать материалы студентам заранее, это также может помочь включению студентов, обучающихся дистанционно. Используйте технологию «перевернутого класса»
6
Завершайте занятия совместной со студентами рефлексией результатов работы
Гибридность
общаясь с аудиторией – задавая вопрос или рассказывая – помните о необходимости участия, как присутствующих в аудитории студентов, так и студентов, подключенных дистанционно. Обращайтесь то к одной, то к другой группе студентов
Интерактивность
стройте занятие таким образом, чтобы студенты оказывались в активной позиции – чаще высказывали мнение, отвечали на вопросы, проектировали. Это критически важно для студентов, подключенных дистанционно – так они ощутят большую вовлеченность
Мультиформатность
проводя занятие, используйте разные форматы представления и коммуникации со студентами - видео, аудио, тексты. И разнообразие активностей на самом уроке - мини-лекции, обсуждение, интерактивные задания, исследования
Обратная связь
в ходе проведения и занятия, и в его завершении обязательно выделяйте специальное время, когда студенты могут отрефлексировать происходящее на занятии. Допускайте не только позитивные высказывания, но и фиксацию дефицитов
Примеры сценариев
Для проведения занятий в смешанном формате можно использовать несколько структурных сценариев. Такие сценарии не исчерпывают все возможные варианты, но скорее показывают примеры, которые Вы можете адаптировать под специфику конкретной дисциплины и группы.

В первые недели работы, чтобы адаптироваться к новому формату, можно начать с более простых сценариев 1 и 2, однако для обеспечения большей вовлеченности студентов - как в аудитории, так и подключенных дистанционно - продуктивным может оказаться использование комплексных сценариев 3 и 4.
Сценарий 1
  1. До начала занятия выложить в созданную в MS Teams команду заранее подготовленный учебный материал и задания.
  2. Подключиться к запланированному собранию на компьютере в сервисе MS Teams.
  3. В начале занятия проверить, хорошо ли Вы и студенты, подключившиеся дистанционно, слышите друг друга.
  4. Обратная связь от студентов, обучающихся дистанционно: устный ответ, присланные работы в чаты MS Teams (отображение – на компьютере преподавателя).
  5. Обратная связь от студентов, находящихся в аудитории: стандартные формы устных и письменных ответов на занятии в условиях оффлайн-обучения.
Техническое обеспечение:
Стационарный компьютер преподавателя с микрофоном и колонками
Варианты взаимодействия со студентами, находящимися дистанционно:
  • общение голосом и выполнение высланных заданий студентами
Сценарий 2
  1. До начала занятия выложить в созданную в MS Teams команду заранее подготовленный учебный материал и задания.
  2. Подключиться к запланированному собранию на компьютере в сервисе MS Teams.
  3. Активировать камеру и выносной микрофон в среде MS Teams.
  4. Направить веб-камеру по выбору на: доску, студентов в аудитории, преподавателя.
  5. Проверить, хорошо ли видно и слышно студентам, подключенным дистанционно.
  6. Обратная связь от студентов, обучающихся дистанционно: устный ответ, текстовые сообщения в чатах MS Teams, присланные работы в чаты MS Teams (отображение – на компьютере преподавателя).
  7. Обратная связь от студентов, находящихся в аудитории: стандартные формы устных и письменных ответов на занятии в условиях оффлайн-обучения.
Техническое обеспечение:
Стационарный компьютер преподавателя с микрофоном и колонками. 
Веб-камера, подключенная к компьютеру. 
Варианты взаимодействия со студентами, находящимися дистанционно:
  • общение голосом и выполнение высланных заданий студентами
  • демонстрация доски и деятельности аудитории
Сценарий 3
  1. Подключиться к запланированному собранию на компьютере в сервисе MS Teams.
  2. Активировать камеру и выносной микрофон в среде MS Teams.
  3. Направить веб-камеру по усмотрению преподавателя: на доску, на студентов в аудитории, на рабочее место преподавателя.
  4. Проверить, хорошо ли видно и слышно студентам, подключенным дистанционно.
  5. Преподаватель может выводить изображение экрана компьютера на проектор в аудитории и одновременно транслировать в Teams, активировав функцию «Демонстрация экрана». Все материалы видны студентам в аудитории и студентам, подключенным дистанционно на их экранах.
  6. Преподаватель или вызванные студенты могут делать записи на доске. Материалы видны подключенным дистанционно студентам через веб-камеру и студентам в аудитории.
  7. Обратная связь от студентов, обучающихся дистанционно: устный ответ, текстовые сообщения в чатах MS Teams, присланные работы в чаты MS Teams, совместная работа в среде онлайн-досок, например, инструмент Доска в MS Teams (отображение – на компьютере преподавателя).
  8. Обратная связь от студентов, находящихся в аудитории: устный ответ, записи на маркерной доске и, по желанию, присоединение к собранию со своих гаджетов для индивидуальной работы с предлагаемым электронным ресурсом.
Техническое обеспечение:
Стационарный компьютер преподавателя
Веб-камера, подключенная к компьютеру
Мультимедийный проектор
Варианты взаимодействия со студентами, находящимися дистанционно:
  • общение голосом и выполнение высланных заданий студентами
  • демонстрация доски и деятельности аудитории
  • трансляция мультимедийного контента в онлайн-режиме
Сценарий 4
  1. На интерактивной панели в среде MS Teams подключиться к запланированному собранию.
  2. Направить веб-камеру на аудиторию.
  3. Активировать функцию «Демонстрация экрана» в среде MS Teams.
  4. Преподаватель может:
  • демонстрировать заранее подготовленный мультимедийный контент на интерактивной панели (например, презентации);
  • включить режим интерактивной доски и делать записи стилусом на панели, вставлять и перемещать объекты;
  • организовывать совместную работу со студентами в аудитории и студентами, подключившимися дистанционно в среде онлайн-доски, например, инструмент Доска в MS Teams.
5. Обратная связь от студентов, обучающихся дистанционно: устный ответ, текстовые сообщения в чатах MS Teams, присланные работы в чаты MS Teams (отображение – на интерактивной панели), совместная работа в среде онлайн-досок.
6. Обратная связь от студентов, находящихся в аудитории: устный ответ, записи интерактивной панели, по желанию – присоединение к собранию со своих гаджетов для индивидуальной работы с предлагаемым электронным ресурсом.
Техническое обеспечение:
Интерактивная панель.
Стационарный компьютер преподавателя.
Веб-камера, подключенная к компьютеру.
Варианты взаимодействия со студентами, находящимися дистанционно:
  • общение голосом и выполнение высланных заданий студентами
  • демонстрация доски и деятельности аудитории
  • трансляция презентации в онлайн-режиме 
  • совместная работа на интерактивной доске
Методическая копилка
В ходе нашей общей работы в аудитории в новом формате, наверняка, возникнут вопросы или появятся методические находки. Вы можете отправить свой вопрос ниже и в ближайшее время будут опубликованы ответы на наиболее частые вопросы
С 1995 года готовим профессиональные кадры для Москвы по высоким стандартам высшего образования
© 2021 МГПУ

Illustration by Storyset, Icons by Flaticon